Вопрос-ответ
Какие документы необходимы при обращении в службу занятости населения?
В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.
Внимание: регистрация безработных граждан осуществляется по месту их жительства.
Каков порядок признания безработными?
- заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;
- документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.
При явке в центр занятости населения зарегистрированный гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий.
Какие документы предъявляют граждане в качестве заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации и трудовую книжку?
Могут ли иностранные граждане и лица без гражданства обратиться в органы службы занятости населения Российской Федерации за оказанием государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы?
Каков порядок реализации права на повторное (через месяц) обращение в центр занятости зарегестрированного гражданина, которому уже было отказано в признании безработным?
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Имеет ли право гражданин, уволенный из организации и получающий страховую пенсию, на получение статуса безработного?
Вышеуказанные граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы и получать государственные услуги для категории граждан, не признанных безработными.
Каков порядок организации сопровождения при содействии занятости инвалидов?
Данная услуга предоставляется незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Под сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Результатом предоставления услуги является выдача инвалиду заключения, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения.
Каким образом определяется транспортная доступность при подборе подходящей работы?
Статья 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия гражданина. Новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина. Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).
Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя (доставка персонала к месту работы и обратно).
Для каких категорий граждан, зарегистрированных в целях подходящей работы, и безработных граждан любая работа будет считаться подходящей?
Согласно требованиям пункта 3 статьи 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подходящей не может считаться работа если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на граждан, вышеуказанный средний заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Имеет ли право орган службы занятости требовать от гражданина, признанного в установленном порядке безработным, возврата излишне выплаченного пособия по безработице?
Каковы условия оплаты листка нетрудоспособности по беременности и родам безработным гражданам, зарегистрированным в центре занятости?
Возможно ли найти через центр занятости место производственной практики? Если да, то куда обращаться?
Каковы основания для снятия с регистрационного учета органами службы занятости населения безработных граждан?
В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:
-признание безработного гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона;
-длительная (более одного месяца) неявка (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения) в центр занятости населения без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
-переезд, переселение в другую местность;
-попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
-осуждение безработного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
-назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона, либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
-отказ от посредничества центра занятости;
-смерть безработного гражданина.
В каких случаях работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за третий, четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения?
Статьей 318 ТК РФ регулируется порядок выплаты выходного пособия работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
ВНИМАНИЕ:
- в силу части второй статьи 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателя - физического лица (в том числе в случаях прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников индивидуального предпринимателя), должны быть предусмотрены трудовым договором. Соответственно принятие органом службы занятости населения решения о сохранении среднего месячного заработка работнику за третий месяц со дня увольнения возможно при соблюдении вышеуказанных требований;
- согласно требованиям пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно - территориальном образовании» за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно - территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.