Вопрос-ответ
Какие документы необходимы при обращении в службу занятости населения?
Согласно п.3, п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2024 г. N 1379 "Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"3. Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в составлении анкеты (далее - заявление о предоставлении меры поддержки), в форме электронного документа, направленного с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
4. Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление о предоставлении меры поддержки вместе с анкетой в форме электронного документа.
Каков порядок признания безработными?
Согласно ст. 23 Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона).
2. Решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается органом службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания, не позднее одиннадцати дней со дня подачи гражданином заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона. Такое решение принимается органом службы занятости при условии согласования гражданином индивидуального плана содействия занятости, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона, и наличии в органе службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан, установленным Правительством Российской Федерации (далее - порядок регистрации безработных граждан).
3. В целях подбора вариантов подходящей работы, определяемой в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона, а также формирования и согласования с гражданином, ищущим работу и претендующим на признание его безработным, индивидуального плана содействия занятости орган службы занятости устанавливает дату явки гражданина в этот орган не позднее четырех дней со дня подачи гражданином заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.
4. Орган службы занятости запрашивает документы и (или) сведения, необходимые для регистрации безработного гражданина, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона. Гражданин вправе представить указанные документы и (или) сведения в орган службы занятости по собственной инициативе.
5. При невозможности предоставления органом службы занятости гражданину подходящей работы в течение десяти дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Каков порядок реализации права на повторное (через месяц) обращение в центр занятости зарегестрированного гражданина, которому уже было отказано в признании безработным?
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" Гражданин, ищущий работу, которому в установленном порядке отказано в признании его безработным или который отказался от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы, а также безработный гражданин, снятый с регистрационного учета в связи с отказом от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы, имеет право на повторное обращение в орган службы занятости для решения вопроса о признании его безработным через один месяц со дня соответствующего отказа.
Имеет ли право гражданин, уволенный из организации и получающий страховую пенсию, на получение статуса безработного?
Каков порядок организации сопровождения при содействии занятости инвалидов?
Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", федеральным государственным стандартом по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2022 № 174н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов».
Данная услуга предоставляется незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Под сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Результатом предоставления услуги является выдача инвалиду заключения, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения.
Каким образом определяется транспортная доступность при подборе подходящей работы?
Согласно пункта 2 статьи 27Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" Правила определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, безработному гражданину устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2024 г. N 1379 "Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"в пункте 5 установлено «При подборе подходящей работы местонахождение рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства или места пребывания граждан, ищущих работу, а также безработных граждан, за исключением граждан, направивших заявление о предоставлении меры поддержки в государственное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (далее - центр занятости населения), не по месту жительства или месту пребывания, и граждан, для которых поиск работы на основании их заявления о предоставлении меры поддержки осуществляется в субъектах Российской Федерации вне места их жительства или места пребывания».
Для каких категорий граждан, зарегистрированных в целях подходящей работы, и безработных граждан любая работа будет считаться подходящей?
Согласно пункта 4 статьи 27Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"4. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, соответствующая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для гражданина, ищущего работу, безработного гражданина:
1) впервые ищущих работу и при этом не имеющих квалификации;
2) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за совершение дисциплинарного проступка или других виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
4) направленных органом службы занятости на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и отчисленных из нее за совершение виновных действий;
5) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
6) состоящих на регистрационном учете в органе службы занятости более 12 месяцев;
7) обратившихся в орган службы занятости после окончания сезонных работ.
Имеет ли право орган службы занятости требовать от гражданина, признанного в установленном порядке безработным, возврата излишне выплаченного пособия по безработице?
Каковы условия оплаты листка нетрудоспособности по беременности и родам безработным гражданам, зарегистрированным в центре занятости?
Возможно ли найти через центр занятости место производственной практики? Если да, то куда обращаться?
Каковы основания для снятия с регистрационного учета органами службы занятости населения безработных граждан?
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"
1. Безработный гражданин снимается с регистрационного учета в одном из следующих случаев:
1) признание гражданина занятым в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 49 настоящего Федерального закона;
2) истечение 12 месяцев (для граждан, которым установлены особенности назначения пособия по безработице в соответствии с частью 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, - 18 месяцев; для граждан, которым установлены особенности назначения пособия по безработице в соответствии с частью 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, - 36 месяцев) с даты признания гражданина безработным;
3) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в субъекте Российской Федерации, в органе службы занятости которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного;
4) получение (попытка получения) гражданином пособия по безработице обманным путем, в том числе путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания безработным;
5) осуждение гражданина к исправительным работам, либо к принудительным работам, либо к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
6) назначение гражданину страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо пенсии по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
7) отказ гражданина от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы;
8) отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы либо два отказа гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы;
9) непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан;
10) непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа ему в приеме на работу;
11) отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями;
12) отказ гражданина от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан;
13) отказ гражданина от прохождения повторного профилирования в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 настоящего Федерального закона;
14) зачисление гражданина на обучение по очной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, за исключением прохождения обучения по направлению органа службы занятости;
15) приобретение гражданином статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет;
16) приобретение гражданином статуса приемного родителя или создание им приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
17) постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
18) смерть гражданина.
В каких случаях работодатель выплачивает работнику средний месячный заработок за третий, четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения?
Статьей 318 ТК РФ регулируется порядок выплаты выходного пособия работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В исключительных случаях, по решению органа службы занятости населения, работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
ВНИМАНИЕ:
- в силу части второй статьи 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателя - физического лица (в том числе в случаях прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников индивидуального предпринимателя), должны быть предусмотрены трудовым договором. Соответственно принятие органом службы занятости населения решения о сохранении среднего месячного заработка работнику за третий месяц со дня увольнения возможно при соблюдении вышеуказанных требований;
- согласно требованиям пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно - территориальном образовании» за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно - территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.