Адаптация на первом рабочем месте
Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага.
Лао-Цзы
Выход на первое в своей жизни рабочее место весьма волнителен. Как правило, предприятие (организация) берет на себя обязанность по адаптации нового сотрудника. Но вы в любом случае должны быть готовы к диалогу с новым коллективом, и знание основных правил адаптации помогут вам в этом.
Профессиональная адаптация
Профессиональная адаптация означает практическое знакомство с профессией и ее спецификой на конкретном предприятии. Во многом этот процесс зависит от качества полученных вами знаний, интереса к профессии и желания работать. Первые месяцы на рабочем месте к вам присматриваются: дают задания и наблюдают, как вы с ними справляетесь. Если в ходе выполнения какого-либо поручения у вас возникают вопросы, необходимо обращаться непосредственно к сотруднику его давшему.
Важно сразу показать, что вы профессионал. Это не означает высокомерного отношения к окружающим, но означает отказ от выполнения заданий, никак не относящихся к вашим должностным обязанностям.
Социальная адаптация
Вполне нормально, что в большинстве коллективов первое время на новичков обращают мало внимания. Но вы можете проявить инициативу в знакомстве с коллегами и завязать разговор вопросами об организации: истории, корпоративных правилах, обычаях, традициях, распорядке дня сотрудников и т. д.
Наблюдайте за коллегами, слушайте, что они говорят, как общаются между собой — это много расскажет вам о том, как всё устроено: дресс-код, стиль поведения, распределение ролей между сотрудниками — всё это поможет в дальнейшем выстроить нужную линию поведения и найти своё место в коллективе.
Ведите себя естественно. Если вы по натуре человек сдержанный и скрытный, не пытайтесь казаться душой компании. Не старайтесь всеми силами понравиться, достаточно проявлять уважение, соблюдать обычные нормы общения, оставаясь при этом собой.
Также не желательно консультироваться у коллег по поводу выполнения своих профессиональных обязанностей (вы должны показать себя самостоятельным) и обсуждать начальство (по крайней мере первые месяцы, пока не освоитесь окончательно). Даже если при вас будут произнесены нелестные отзывы о начальстве или других сотрудниках, воздержитесь от комментариев — это может быть нехорошо воспринято по разным причинам.